11 декабря 2023 года вступили в силу поправки к Федеральному закону от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Изменения касаются банков, страховых и иных организаций, оказывающих финуслуги потребителям.


 

Права финансового уполномоченного (далее — уполномоченный) при рассмотрении обращения потребителя расширились. Уполномоченный сам определяет состав и объем информации, запрашиваемой у финансовой организации. Уполномоченный вправе запросить информацию у любой финансовой организации, а не только у той, на которую пожаловался потребитель.

У финансовой организации есть 5 рабочих дней, чтобы дать уполномоченному обоснованный ответ о невозможности предоставить информацию, приложив соответствующе документы.

Если потребитель обратился в адрес ненадлежащей финансовой организации, уполномоченный вправе заменить организацию. Согласие на возможную замену должно быть отражено в обращении потребителя. Детально урегулирован порядок такой замены.
Изменился порядок обжалования решения финансового уполномоченного в суде.

Финансовая организация должна направить финансовому уполномоченному и потребителю не только копию заявления об оспаривании решения, но и приложенные документы, которых нет у данных лиц. Срок — 1 рабочий день со дня подачи заявления.

Одним из важнейших изменений является уточнение нормы по приостановлению исполнения решения до разрешения спора в суде:

  • к ходатайству финансовая организация должна приложить документы, подтверждающие обращение в суд;
  • установили срок, в течение которого уполномоченный должен ответить на ходатайство финансовой организации, — 5 рабочих дней;
  • конкретизировали, до какого именно момента приостанавливается исполнение решения;
  • урегулировали порядок приостановки, если финансовая организация обжаловала решение только в части;
  • финансовую организацию обязали через личный кабинет направлять копии некоторых судебных постановлений в течение 5 рабочих дней со дня их получения.

В случае неисполнения не приостановленной части решения, финансовый уполномоченный по заявлению потребителя выдает ему или направляет судебным приставам удостоверение для принудительного исполнения данной части решения.

Внесены изменения в порядок рассмотрения финансовой организацией заявления потребителя о восстановлении нарушенных прав.

В нормативном акте или договоре может быть установлена обязанность потребителя обратиться к финансовой организации с заявлением об исполнении обязательства. Если такая обязанность есть, потребитель не вправе направлять финансовой организации заявление о восстановлении нарушенного права, пока не наступит любое из обстоятельств:

  • потребитель получит решение финансовой организации по заявлению об исполнении обязательств;
  • истечет срок рассмотрения такого заявления, установленный нормативным актом или договором.

В нормах о сроках рассмотрения заявления уточнили, что он продлевается, если последний день срока приходится на нерабочий день.

Также в закон внесены иные изменения, с которыми можно ознакомиться, изучив Федеральный закон от 13.06.2023 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна. 

 

Восточный территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области