Нередки случаи, когда гражданин, обращаясь в банк для получения кредита, уходит из кредитной компании еще и с дополнительными услугами, в которых он чаще всего не нуждался. В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области разъясняет потребителям особенности оказания дополнительных услуг при кредитовании и порядок отказа от них.

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1) к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя. Иными словами, исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать ему платные услуги.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального Закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — ФЗ № 353) если при предоставлении потребительского кредита заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами (включая страхование), должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа), содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг.

Кредитор в таком заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги и обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги.

Автоматическое проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг не допускается.

Если при кредитовании вам оказаны дополнительные услуги, а заявление на выдачу кредита не содержит условий оказания таких услуг, предусмотренных ч. 2.7. ст. 7 ФЗ № 353, потребитель вправе обратиться к кредитору с претензией о расторжении договора об оказании дополнительных услуг, которые были оказаны с нарушением требований действующего законодательства.

Вместе с тем, статьей 32 Закона № 2300-1 предусмотрено право потребителя расторгнуть договор об оказании услуг в любое время, оплатив исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением договора.

Частью 2.9. ст. 7 ФЗ № 353 предусмотрено аналогичное право потребителя, при этом указан срок возврата денег исполнителем — семь рабочих дней.

Если же лицо не исполняет обязанность по возврату денежных средств, заемщик вправе направить требование о возврате денежных средств кредитору (Банк или МФО), который обязан возвратить заемщику денежные средства (или мотивированно отказать) также в срок, не более семи рабочих дней (ч.  2.10, 2.11. ст. 7 ФЗ № 353).

В случае отказа в удовлетворении заявленного требования потребитель вправе обратиться в суд.

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на Государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое. 

 

Восточный территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области