В случае возникновения аварийной ситуации по вине ресурсоснабжающей организации или управляющей компании, будь то скачок напряжения в электрической сети, затопление квартиры или неисправности любого общего имущества, которое повлекло за собой повреждение собственного имущества владельца квартиры, потребитель имеет право на возмещение причинённого ущерба. Для разрешения возникшей ситуации существует два варианта возмещения ущерба: это добровольное возмещение ущерба вышеназванными организациями и принудительное, т.е. в судебном порядке.

Порядок действия владельца квартиры при причинении ущерба будет следующим:

  • При возникновении аварийной ситуации в квартире, необходимо в первую очередь подать заявку диспетчеру аварийной службы с сообщением о факте аварии. Заявка подается в любое время суток. Одновременно нужно направить письменное заявление исполнителю услуг (ресурсоснабжающую организацию, управляющую компанию, ЖЭУ или другую организацию обслуживающую многоквартирный дом) с целью проведения осмотра квартиры и выявления причины аварии. При осмотре жилого помещения комиссией, состоящей из представителей ресурсоснабжающей, обслуживающей организации, либо управляющей компании, составляется акт, в котором фиксируются виды повреждений, размер (объем) повреждений и самое главное, причину аварии. Один экземпляр акта должен быть передан владельцу квартиры.
  • Следующий момент – определение размера ущерба. Для этого можно провести независимую оценку материального ущерба, сторонней экспертной организацией, которая составит смету средств, требующиеся для проведения необходимых восстановительных работ. Так же можно произвести восстановительные работы (например, покрасить пол, поклеить новые обои, отремонтировать телевизор) за свой счет. Однако следует помнить о необходимости сохранения документов, подтверждающих факт восстановления утраченного имущества (чеки, квитанции, договоры выполнения работ и другое).
  • Третьим этапом после сбора всех доказательств, подтверждающих  факт причинения материального ущерба, является направление виновнику заявления в письменной форме с требованием возместить стоимость потраченных денежных средств с приложением вышеуказанных документов. Если исполнитель услуг на данное заявление не реагирует, либо отказывает в удовлетворении требования, следует обращаться в суд с исковым заявлением. Иск в суд, согласно ст.17. Федерального Закона от 07.02.1992 года  №2300-1 «О защите прав потребителей», может быть предъявлен по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. При этом лица при подаче искового заявления, связанного с нарушением их прав как потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В содержании искового заявления в соответствии со ст.131. Гражданского Процессуального Кодекса РФ указываются цена иска, расчет взыскиваемых денежных сумм, наименование суда, имя истца, место его жительства; имя ответчика (т.е. данные организации и место его нахождения). Также в исковом заявлении необходимо изложить обстоятельства, на которых будут основываться требования и доказательства, подтверждающие перечисленные обстоятельства.

Кроме этого, по заявлению граждан, либо по определению суда Восточный территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, в соответствии со ст.47. Гражданского процессуального кодекса РФ, п.5. ст.40. Закона РФ «О защите прав потребителей» может вступать в судебные процессы по гражданским делам для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

 

Восточный территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области